Основы религиозных культур и светской этики

Выступление министра образования Саратовской области М.А. Епифановой на заседании Координационного Совета по взаимодействию епархий Саратовской Митрополии с министерством образования Саратовской области

епифанова

Ваше Высокопреосвященство!

Заседание Координационного Совета по взаимодействию епархий Саратовской Митрополии с министерством образования Саратовской области дает возможность обобщить наработанный опыт отбора и внедрения наиболее эффективных методик и практик духовно-нравственного воспитания детей и молодежи.
Большинство жителей Саратовской области признает весомый вклад религиозной культуры в формирование нравственной личности, поэтому в 2009 году в нашем регионе было позитивно воспринято распоряжение Президента России о введении в программу основного общего образования предмета «Основы религиозных культур и светской этики», начиная с сентября 2012 года.
Надо отметить, что Саратовская область была достаточно хорошо подготовлена к введению данного предмета. Это объясняется несколькими факторами.
Во-первых, на территории Саратовской области проживают граждане более 30 национальностей. Официально зарегистрированы более 400 религиозных организаций, представляющих 21 конфессию. При этом столкновения на межнациональной или религиозной почве крайне редки.
Во-вторых, задолго до 2012 года в Саратове начали работать школы с этнокультурным образовательным компонентом.
С 1995 года работает Русская православная классическая гимназия, которой в 2014 году было присвоено имя преподобного Сергия Радонежского. Она была создана на базе СОШ № 25 г. Саратова, расположенной в историческом здании, построенном в 1810 году в стиле русского классицизма. В 40-х годах XIX века здесь учился Н.Г. Чернышевский.
В 2007 году была открыта Свято-Покровская православная классическая гимназия г. Саратова, расположенная в историческом здании церковно-приходской школы 1886 года постройки на территории, прилегающей к Покровскому храму.
С 1993 года в образовательных учреждениях 20 муниципальных районов области был введен факультативный курс «Основы православной культуры».
Изучение этого курса сопровождалось активным обсуждением педагогической и родительской общественностью. Были реализованы различные формы преподавания предмета в зависимости от возраста учащихся, запросов родителей и специализации образовательных учреждений. Это были как уроки, включенные в расписание, так и внеурочные занятия.
В 2008 году на базе пяти образовательных учреждений Саратовской области (СОШ № 6 г. Вольска; СОШ № 20 г. Энгельса; МОУ «Русская классическая гимназия» г. Саратова; СОШ № 3 г. Пугачев; «СОШ п. Октябрьский городок» Татищевского района) были открыты региональные экспериментальные площадки, на которых апробировались и совершенствовались методики и материалы курса «Основы православной культуры».
Результатами работы экспериментальных площадок стали: формирование методов обучения, критериев оценки знаний учащихся, разработка методики проведения коллективного творческого дела духовно-нравственной направленности; создание условий оптимального влияния православной культуры на духовно-нравственное развитие учащихся.
Экспериментальные площадки стали центрами обучения педагогов Саратовской области, преподающих курс «Основы православной культуры». Ценный опыт работы с родителями, накопленный за время работы площадок, был обобщен и представлен в программе «Путь преображения», авторы которого стали победителями Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» и межрегионального конкурса «Серафимовский учитель». Победителями и лауреатами этих конкурсов в разные годы стали 16 педагогов Саратовской области.
По итогам регионального этапа окружного конкурса «Православный учитель – 2015» победителями признаны Попова Наталья Анатольевна., учитель Средней общеобразовательной школы № 1 города Ртищево, в номинации «Лучший урок по Основам православной культуры для общеобразовательного учреждения» и Гусева Ирина Николаевна, учитель Русской православной классической гимназии им. Преподобного Сергия Радонежского, в номинации «Лучший урок по Основам православной культуры для православной гимназии».
В преддверии введения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) в 2012 году областным институтом развития образования были разработаны методические рекомендации по работе с родителями. Эти рекомендации актуальны и сегодня, они широко используются при подготовке родительских собраний, посвященных введению предмета ОРКСЭ.
В целях сопровождения комплексного учебного курса ОРКСЭ на сайте института создана страница, посвященная методике его преподавания.
В марте 2012 года сотрудниками института была разработана дополнительная профессиональная программа повышения квалификации педагогов «Основы религиозных культур и светской этики» в объеме 108 часов, по которой к настоящему времени обучено 97 % учителей, ведущих этот предмет в образовательных учреждениях Саратовской области.
В 2016 году предполагается повторное повышение квалификации для 30 % педагогов, которые проходили обучение по данному направлению в 2012 году в рамках реализации проекта модернизации региональной системы образования.
Для совершенствования методики преподавания, обобщения и распространения лучшего педагогического опыта, взаимодействия с родителями создано и эффективно работает региональное методическое объединение учителей ОРКСЭ.
Проведенная подготовительная работа способствовала успешному введению предмета «Основы религиозных культур и светской этики» на территории области.
В конце мая этого года в области было проведено 1391 родительской собрание учащихся 3-х классов по вопросу выбора вариативного модуля предмета ОРКСЭ, в проведении котрых приняли участие представители религиозных конфессий
Показательна динамика выбора модулей родителями обучающихся. С 2012/2013 по 2015/2016 учебный год доля родителей третьеклассников, выбравших модуль «Основы православной культуры» увеличилась с 63,5 до 71,6 %; «Основы исламской культуры» — с 1,5 до 1,7 %. Востребованность модуля «Основы мировых религиозных культур» осталась на уровне 13,5 %. Выбор модуля «Основы светской этики» уменьшился с 21,8 до 13,2 %. Модули «Основы иудейской культуры» и «Основы буддийской культуры» выбрали в сумме менее 0,1 % родителей.
Справочно: общее количество третьеклассников на июнь 2015 года — – 22029.

Название модуля 2012/2013 2013/14 2014/2015 2015/2016
Основы православной культуры 63,5 % 69,8 % 70,0 % 71,6 %
Основы исламской культуры 1,5 % 1,9 % 2,6 % 1,7 %
Основы иудейской культуры 0 0 0,05 % 0 %
Основы буддийской культуры 0 0 0,03 % 0 %
Основы мировых религиозных культур 13,2 % 18,3 % 15,1 % 13,5 %
Основы светской этики 21,8 % 10 % 12,0 % 13,2 %

С целью совершенствования преподавания предмета ОРКСЭ, сотрудниками института обобщается и распространяется лучший педагогический опыт взаимодействия образовательных учреждений с религиозными конфессиями и родителями. Разработан пакет методических рекомендаций по различным аспектам обучения предмету ОРКСЭ, таких как работа с родителями, составление учебных программ и тематических планов, нормативно-правовое обеспечение, оценка учебных достижений обучающихся. Систематически проводится работа по повышению квалификации педагогов в форме постоянно действующего семинара. Благодаря проделанной работе, к настоящему времени вопросов по реализации предмета ОРКСЭ в 4-х классах практически не возникает.
Сегодня всех интересует вопрос: как будет осуществлена преемственность предмета ОРКСЭ на ступени основного общего образования.
Ответ на этот вопрос дает письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки РФ от 25 мая 2015 года. В нем говорится о том, что «предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в соответствии с вводимым федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования с 1 сентября 2015 года должна обеспечить знание основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности».
Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является логическим продолжением учебного предмета ОРКСЭ начальной школы.
В обязательную часть основной образовательной программы для 5-го класса предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» не входит, но в соответствии с рекомендациями Минобрнауки РФ, она может быть реализована тремя способами.
Во-первых, предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» может быть включена в часть учебного плана, которая формируется участниками образовательных отношений, т.е. школой по согласованию с родителями и обучающимися. В ее рамкахвозможна реализация учебных предметов, учитывающих региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации.
Во-вторых, в программы учебных предметов, относящихся к другим предметным областям (литература, история, музыка и т.д.), могут быть включены темы, содержащие вопросы духовно-нравственного воспитания.
В-третьих, занятия по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» могут включаться во внеурочную деятельность в рамках реализации Программы воспитания и социализации обучающихся.
В соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (часть 2 статьи 28) решение о том или ином способе реализации предметной области, а также о выборе ее учебно-методического обеспечения каждое конкретное образовательное учреждение принимает самостоятельно. Сегодня в общеобразовательных учреждениях мы видим реализацию всех трех вариантов.
Возможно, сегодня в ходе работы Координационного совета мы сможем сформулировать консолидированное мнение о том, как наиболее целесообразно в нашем регионе вводить предметную область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в образовательные программы школ.
К началу 2016 года специалистами Саратовского областного института развития образования будут разработаны дополнительные профессиональные программы для подготовки учителей к работе в предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Первые группы педагогов будут обучены по этим программам в первом полугодии 2016 года.
Также в ближайшее время будут разработаны методические рекомендации для общеобразовательных учреждений, включающих данную предметную область в образовательные программы во втором полугодии 2015-2016 учебного года или в 2016-2017 учебном году.
На октябрь 2015 года запланировано проведение мониторинга образовательных учреждений Саратовской области по вопросу реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5-х классах.
Расскажу о еще одной интересной инициативе. На 2015-2016 учебный год определены шесть дошколных образовательных учреждений в статусе пилотных по введению православного компонента дошкольного образования. Он будет вводиться в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях Балашовского, Вольского, Озинского, Татищевского, Хвалынского и Энгельского муниципальных районов. Православный компонент будет вводиться на добровольной основе. Содержание его будет определяться при участии родителей (законных представителей) и представителей русской православной церкви Конечно, здесь предстоит очень большая организационно-методическая работа. Будут разработаны соответствующие образовательные программы для ДОУ, программы семинаров для руководителей и педагогических работников детских садов, рекомендации по работе с родителями.
И во всех наших начинаниях мы, безусловно, ждем поддержки епархий Саратовской митрополии. Считаю, что совместными усилиями мы добьемся успеха в сложном деле духовно-нравственного воспитания детей и молодежи.

Марина Епифанова

186